Суббота, 23.11.2024, 20:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Архив записей
Партнеры
  • Центр международного образования
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Пояснительная записка «О функциональном значении, юридической природе Diploma Supplement и проблемах его внедрения в Украине»

    Diploma Supplement – Общеевропейское приложение к Диплому – инструмент академического и профессионального признания образовательных квалификаций на международном уровне.

    Известно, что, в соответствии с Приказом МОН Украины № 943 от 16.10.2009 г. и Постановлением Кабинета Министров Украины № 265 от 02.03.2010 г., уже в текущем учебном году выпускникам украинских ВУЗов должны выдаваться приложения к диплому европейского образца «Diploma Supplement».

    В этой связи необходимо отметить, что, несмотря на относительно длительный период подготовки нашей страны к надлежащему внедрению инструментов ЕКТС и «Europass», эти общие категории, а также элементы их составляющие, в Украине до сих пор являются далеко не в полной мере понятными, а соответствующие европейские механизмы и стандарты - доступными для эффективного внедрения в отечественную образовательную среду. Предшествующие годы наша научно-академическая общественность, к сожалению, больше теоретизировала и полемизировала на тему «европейской интеграции отечественного образования», нежели вырабатывала конкретные практические шаги по реализации взятых на себя Украиной международных обязательств в области такой интеграции. С другой стороны, проблемные вопросы ЕКТС, «Europass» и совокупного «Болонского процесса» действительно составляют столь серьезную сложность, что их не представляется возможным в условиях современной Украины решить быстро и с использованием каких-либо упрощенных методик.

    Diploma Supplement является одним из ключевых документов «Europass» - согласованной системы функционирования службы поиска работы и места обучения в европейских странах (электронная версия этой службы: сайт http://europass.cedefop.europa.eu/), а также единого формата сопровождающих этот процесс документов. «Europass» учрежден и функционирует в соответствии с решением Совета Европы 2241/2004/ЕС. Посредством инструментов «Europass» на международном уровне обеспечивается прозрачность и единообразие во всем, что касается дипломов, сертификатов и аттестатов, а полученные в других странах навыки и квалификации становятся понятны для работодателя в любой европейской стране. «Europass» состоит из пяти документов: подробное резюме (Curriculum Vitae); «языковой паспорт» («Language Passport»), отражающий степень владения соискателя иностранными языками; «Europass Diploma Supplement» (в котором указывается и описывается полученное образование); «Europass Mobility» (где системно указывается опыт международной работы и обучения); «Europass Certificate Supplement» (запись о призвании и профессиональной компетенции).

    В соответствии с пояснением Карло Скатоли – Заведующего сектором квалификаций Генерального директората Европейской комиссии по вопросам образования и культуры, учитывая то обстоятельство, что Украина не является членом ЕС и ЕЭП, а, следовательно, и полноправным участником программы «Europass», для нее именно DS является ключевым международным документом обеспечения мобильности украинских граждан, академического и профессионального признания их образования. 

    Diploma Supplement в образовательной системе Украины, учитывая национальную специфику реализации положений Болонского процесса и неоднозначный опыт в этой сфере иных постсоветских государств, гипотетически может появиться в двух возможных вариантах:

    А) Собственно Diploma Supplement (DS) – оформленный на бланке строгой отчетности европейский образовательный документ, выдаваемый ВУЗами стран, присоединившихся к Болонскому процессу, изготовленный на специально аккредитованных типографиях Европы, имеющий структуру, содержание и обязательные элементы защиты, разработанные и утвержденные UNESCO – CEPES, Советом Европы (COUNCIL OF EUROPE) и Европейской Комиссией (EUROPEAN COMMISION).
    Особенность DS заключается также в его общеевропейской регистрации, технологически осуществляемой средствами поточного проставления аккредитованными европейскими типографиями на бланках DS соответствующих порядковых номеров. 
    Б) Приложение к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимое с общеевропейским приложением к диплому (соответствующее ему по содержательным стандартам) о высшем образовании (Diploma Supplement), которое может относительно произвольно изготавливаться и выдаваться отдельными ВУЗами. Такой вариант документа не будет являться настоящим DS, но может быть (при грамотном заполнении) сопоставим с ним по содержательным критериям, что, в любом случае, сделает диплом отечественного выпускника несколько понятнее для зарубежных работодателей. Вместе с тем, сугубо юридически, такой документ не будет в полной мере являться международным инструментом академического и профессионального признания образовательной квалификации и не сможет до конца защитить обладателя украинского диплома от непризнания образования за рубежом, ввиду неполного соответствия такого документа его установленному и традиционно известному в Европе исходному аналогу.

    Также необходимо особо подчеркнуть, что сама формулировка, использованная в упоминавшихся Приказе МОНУ Украины № 943 от 16.10.2009 г. и Постановлении Кабинета Министров Украины № 265 от 02.03.2010 г., а именно – «…приложение к диплому о высшем образовании европейского образца (Diploma Supplement)», по сути, не является тождественной понятию «общеевропейское приложение к диплому о высшем образовании - Diploma Supplement». То есть, фактически, в нашем правовом поле регламентировано внедрение не того документа, который в Европе понимается как «Diploma Supplement». 

    - Важно, что, согласно международным правилам, проблема выпуска отдельными ВУЗами Diploma Supplement не может входить в объем компетенции какого-либо органа государственного управления (в нашем случае - МОНУ), потому что DS является не украинским национальным (государственным) документом об образовании, а международным (европейским) образовательным документом, стандартизированным органами управления Европейского Союза и Международной организации UNESCO. То есть, по международным правилам, право на выпуск и в установленной форме и выдачу DS принадлежит учебным заведениям, а не органам государственной власти. 

    МОНУ, например, может лишь сформулировать общие правила, рекомендации и стандарты (национальную политику) по оформлению и выдаче DS обладателям дипломов о высшем образовании украинских ВУЗов, но право на принятие окончательных решений в этой сфере принадлежит именно учебным заведениям. 

    В Европе проблемы указанного рода методически разрешаются достаточно просто – через реальную автономию ВУЗов. ВУЗы вправе сами решать вопросы легального приобретения DS, его заполнения и выдачи выпускникам. Равно, как ВУЗы сами отвечают за свое соответствие требованиям Болонского процесса, оптимальное внедрение инструментов ЕКТС, потому что, в конечном итоге, указанная тема – это вопрос статуса учебного заведения в условиях конкуренции на национальном и международном рынках образования, его выживания, и, как результат, - вопрос качества образования.

    - При этом необходимо иметь в виду, что, помимо общеевропейской регистрации и обязательных требований к системам защиты и содержанию DS, в этом документе европейского стандарта используются специальные знаки статусной идентификации, именуемые «DS-лейбл» (официальный знак DS, принципиально доступный только для тех ВУЗов, которые правильно внедрили инструменты ЕКТС в своей учебной программе; полномочия на размещение европейского знака DS на своих образовательных документах получают ВУЗы, подавшие соответствующее заявление в Европейскую Комиссию, которая, руководствуясь мнением независимых экспертов, может присваивать право использования «DS-лейбл» и отзывать его; списки официальных обладателей прав на использование «DS-лейбл» публикуются) и «ЕКТС – лейбл» (официальный знак, предоставляемый учебным заведениям, отвечающим всем требованиям, предъявляемым в сфере внедрения и реализации механизмов ЕКТС, а также имеющим общедоступные для международного сообщества электронные Информационные пакеты и Академический каталог; право на использование предоставляется Европейской Комиссией на основании заключения независимых экспертов; перечень обладателей прав на использование «ЕКТС – лейбл» обнародуется, а соответствующие субъекты также получают возможность использовать этот знак в своих официальных логотипах). В этой связи, значимо, что формальное наименование «Diploma Supplement», не подкрепленное «DS-лейбл», выступает как общее обозначение вида документа – «приложение к диплому» (имя нарицательное), а «Diploma Supplement», подкрепленное фиксацией в нем «DS-лейбл», возводит наименование такого документа в ранг имени собственного – «Общеевропейское приложение к диплому».

    - Заслуживает внимание и проблема формально-имиджевого характера, связанная с тем, что DS – это документ, ориентированный, прежде всего, на восприятие, а также академическое и профессиональное признание образовательной квалификации за рубежом. Однако европейцы реально готовы воспринимать только истинно европейский DS, известный у них, а не документ какого-либо иного вида. При этом значимо и то, что DS нельзя взять и просто скопировать и начинать тиражировать – возникнут не только юридические проблемы компетенции, регистрации, аккредитации и т.д., но и признаки правонарушений в сфере авторского права, распространяющегося на дизайн, европейские символы (логотипы) и даже наименования документов. 

    - Наконец, следует добавить, что DS, как бланк (а в оформленном виде - документ) строгой отчетности, подчиненный европейским требованиям издания, качества и содержания, должен отвечать всем установленным в Европе критериям защиты от подделок. В рамках Европейского Союза обязательные для исполнения требования к документам строгой отчетности (обеспечивающие их подлинность и, как следствие, - легитимность) установлены Европейским Комитетом по стандартизации в системе управления режимами безопасности при производстве защищенной полиграфической продукции, в соответствии с решением которого все документы строгой отчетности, требующие международного признания в рамках Евросоюза, должны отвечать стандарту CWA 14641 и соответствовать наивысшему уровню безопасности (High Security Management System for Secure Printing). Кроме того, для приобретения права на выпуск защищенной печатной продукции, в том числе – документов строгой отчетности, соответствующая полиграфическая компания (типография) должна соответствовать и требованиям, утвержденным Международной федерацией печатного дела и смежных отраслей промышленности «Intergraf», аудит для которой проводится голландской компанией «VPGI». 

    - Известно, что, например, в Украине для того, чтобы выпускать бланки документов строгой отчетности с элементами защиты, соответствующее полиграфическое предприятие должно находиться в государственной собственности и иметь лицензию Министерства финансов. Однако, например, для выпуска DS украинским производителем, последний должен отвечать следующим критериям: 1) Иметь аккредитацию при Европейской комиссии; 2) Иметь аккредитацию по международным стандартам CWA 14641 и «Intergraf»; 3) Вести согласованный европейский реестр номеров выпускаемых бланков DS; 4) Иметь подтверждение на легитимность использования заказчиком дизайна бланка DS; 5) Иметь подтверждение на легитимность использования заказчиком, как минимум, «DS-лейбла» (официального знака DS) и «ЕКТС – лейбл» (при наличии).

    - Еще одно обстоятельство, которое необходимо принимать во внимание, применительно к проблеме DS: ВУЗ, имеющий официальное право на выпуск и выдачу общеевропейского приложения к диплому (обладатель прав на использование «DS-лейбла» и «ЕКТС – лейбла»), в Европе также снабжается специальной программой, предназначенной для заполнения этого документа и распечатки. 

    В заключение целесообразно отметить, что в Европе, конечно, проблема внедрения и выдачи DS отдельными ВУЗами не является столь сложной и болезненной, как это характерно для Украины (столь же проблематична ситуация в этой сфере и в России, и в прочих республиках бывшего СССР). Данное обстоятельство связано с тем, что Болонский процесс, изначально, был ориентирован на страны Европейского Союза и, по сути, предполагал механизмы интеграции национальных образовательных систем, обеспечения мобильности педагогов и студентов, академического и профессионального признания образовательных квалификаций в пределах ЕС. Однако постепенно Болонский процесс вышел за пределы границ ЕС, и сейчас также объединяет и не являющиеся членами ЕС государства Восточной Европы, а также наиболее развитые государства Америки и Азии. Именно поэтому, являясь членом Болонского процесса, Украина, например, не является полноправным участником системы «Europass». И поэтому не может в полной мере адекватно внедрить в свою образовательную практику то, что является итоговым результатом формальной констатации участия государства и его учебных заведений в образовательной евроинтеграции - «Diploma Supplement» и прочие документы «Europass». Для того, чтобы устранить эти проблемы либо Украина должна стать членом ЕС, либо ЕС должен усовершенствовать установленные правил участия различных государств мира в Болонском процессе. Вместе с тем, на данный момент нашему государству необходимо найти наиболее безболезненную форму реализации своих международных обязательств в рамках Болонского процесса, сочетающую в себе соответствие нормативным требованиям, преодоление недостатков установленных правил евроинтеграции в сфере образования и выдачи легитимных образовательных документов, претендующих на международное признание.

    Bologna-centr.com © 2024