Форма входа |
| | |
|
Категории раздела |
| | |
|
Поиск |
| | |
|
Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
|
| | |
|
Болонский процесс является результатом ряда встреч министров, которые отвечают за высшее
образование. На этих встречах принимались политические решения с целью создания
Европейского Пространства Высшего Образования к 2010 году. Полноправным членом
Процесса также является Европейская Комиссия. Совет Европы и ЮНЕСКО-ЕЦВО (UNESCO-CEPES) вместе с рядом
заинтересованных организаций-участников также вовлечены в Процесс в качестве
консультативных членов. Результатом их деятельности стало активное
сотрудничество с высшими учебными заведениями, представленными Европейской
Ассоциацией Университетов (EUA) и Европейской Ассоциацией высших учебных
заведений (EURASHE), студентами, представленными Европейским Союзом студентов, преподавателями,
представленными Образовательным Интернационалом, а также Европейской
Ассоциацией обеспечения качества высшего образования (ENQA) и Деловой Европой, представляющей организации
работодателей. |
Начиная с 1998 года, в разных европейских городах
состоялись восемь министерских конференций, посвященных формированию и развитию
Болонского процесса, а именно в Париже (в Сорбоннском университете), Болонье,
Праге, Берлине, Бергене, Лондоне, Левене/Лувен-ла-Неве и Будапеште/Вене. |
Украина присоединилась к Болонского процессу в Бергене (2005 г.). Этим она взяла на себя обязательства, определяющие направление и контуры реформы высшего образования. Украинское образование, как и другие национальные системы высшего образования стран-участниц, встраивается в ЕПВО, сохраняя при этом национальную идентичность. Трансформация высшего образования происходит в соответствии с принципами сохранения и согласования разнообразных национальных систем образования и не требует его унификации.
Как участнице Болонского процесса, Украине предстоит решить ряд первоочередных ключевых задач, которые, в том числе, внедрение до 2010 года стандартов, рекомендацій и основних инструментов ЕПВО: Национальной рамки квалификаций, Европейской кредитно-трансферной системы (ЕКТС), Приложения к диплому Европейского образца.
|
ЕКТС является кредитной системой высшего образования, которая используется в европейском пространстве высшего образования, включая все страны, входящие в Болонский процесс. ЕКТС является одним из краеугольных камней Болонского процесса. Большинство стран Болонского процесса законодательно закрепило применение ЕКТС в своих системах высшего образования.
Одной из целей Болонского процесса является создание системы кредитов как соответствующего средства для содействия как можно более широкой мобильности студентов.
|
На современном этапе развития ЕПВО почти все страны-участницы Болонского процесса законодательно утвердили внедрение ЕКТС. Некоторые страны достигли того, что высшие учебные заведения и программы используют ЕКТС в полном объеме с кредитами, основанными на результатах обучения и учебной нагрузке студента. Во многих случаях кредиты продолжают обозначать по-разному – на основе контактных часов или разнообразных комбинаций, включающих контактные часы и абстрактную нагрузку. На данный момент в Украине еще не обосновано механизмы определения учебной нагрузки студента и не определено количество часов, которые соответствуют одному кредиту ЕКТС. |
Одной из целей ЕКТС является обеспечение требований по учету в учебном процессе достижений, стремлений и способностей обучающихся. Внедрение ЕКТС должно обеспечить защиту и справедливое отношение.
В высшем учебном заведении, использующем ЕКТС, обучающиеся могут ожидать: каталог курса, методы оценивания и доступную заранее информацию о них, присвоения кредитов ЕКТС, участия в периодическом мониторинге и пересмотре нагрузки, участия представителей студентов в процессе внедрения ЕКТС, возможности получения консультаций и поддержки, возможность учета достижений предыдущего обучения, права на академическую апелляцию и т.д.
|
Оно соответствует модели, разработанной Европейской Комиссией, Советом Европы и UNESCO/CEPES. Цель Приложения – предоставление достаточной и независимой информации для улучшения международной прозрачности и справедливого академического и профессионального признания квалификаций (дипломов, сертификатов и т.п.). Он разработан для описания характера (типа), уровня, контекста, содержания и статуса обучения, которое было осуществлено и успешно завершено лицом, указанным в оригинале квалификационного документа, к которому выдается Приложение. Оно не должно содержать оценочных суждений, утверждений относительно эквивалентности или предложений о признании.
В сентябре 2003 года в Бергене министры договорились о том, что Приложение будет полностью внедрено в 2005 году. Однако многие страны отстают в этом, поскольку необходимы дополнительные организационные усилия и финансовые затраты.
|
Перенесению (трансферу) и накоплению кредитов способствует использование ключевых документов ЕКТС (каталог курса, аппликационная форма студента, соглашение об обучении и академическая справка) и Приложение к диплому. |
Основная задача ЕПВО заключается в обеспечении высокого уровня качества высшего образования и содействии мобильности субъектов Европейских университетов путем кросскультурного признания квалификаций и их профилей. Студент имеет право начать обучение в одном университете, а продолжить/закончить обучение в другом университете своей страны или за границей (при договоренности между университетами). При этом предыдущее обучение признается без дополнительных зачетов и экзаменов на основе полного доверия между университетами в ЕПВО.
Индивидуальные траектории обучения обеспечиваются студенто-центрированным подходом. В соответствии с ним студент активно включен в выбор содержания, способа, темпа и места своего обучения. Рамочные стандарты и прозрачные программы обучения сфокусированы на результатах обучения (компетенциях). Это позволяет студентам определяться в собственных приоритетах и согласовывать обучение.
|
Для Украины как страны-участницы Болонского процесса важным вызовом является внедрение стандартов, рекомендаций и основных инструментов, способствующих совместимости, сопоставимости, признанию периодов и сроков подготовки специалистов после 2010 года, а именно: - национальной рамки квалификаций, которая согласовывается с рамкой квалификаций ЕПВО; - трехцикловой системы (бакалавр, магистр, доктор); - внедрение ЕКТС (2009); - трансформации сети высших учебных заведений в университеты, политехнические университеты, академии, колледжи и их развитие в соответствии с тенденциями развития ЕПВО: - проведение в университетах прикладных исследований (обучение через научные исследования); - трансформация университетов в университеты обучения на протяжении жизни; - укрупнение (объединение) университетов, высших учебных заведений; - формирования содержания образования по академическим и профессиональным квалификациям с учетом соответствующего уровня компетентности, компетенций и результатов обучения; - трансформации образовательных стандартов, развития университетских программ обучения в соответствии с требованиями Болонского процесса, участие в общих проектах «TUNING»; - внедрение общих степеней и общих (специальных) программ для иностранных студентов; - внедрение современных процедур признания предыдущего обучения (формального, неформального, неофициального) и разработки национальной рамки квалификаций обучения на протяжении жизни (FQ LLL); - внедрение социального измерения ЕПВО высшего образования через: - проведение мониторинга социального измерения в университетах; - учета национальных традиций, подходов; - внедрение инклюзивного образования; - обеспечение портативности студенческих грантов и займов мобильности; - обеспечение справедливого доступа к качественному высшему образованию; - подготовка научных и научно-педагогических кадров, совершенствование их компетенций в соответствии с современными требованиями с целью обеспечения устойчивого развития системы высшего образования и государства; - разработка и внедрение профессиональных стандартов как основы для модернизации государственных образовательных стандартов (учебных программ, учебных планов) с целью повышения качества содержания профессионального образования и обучения и приведения его в соответствие с требованиями работодателей; - разработка современных механизмов учета потребностей рынка труда с целью содействия надлежащему трудоустройству выпускников; - развитие украинских и мировых культурных ценностей, ориентация на идеалы демократии и гуманизма, которые необходимы для существования и развития гражданского общества Украины; - внедрение системы качества высшего образования в соответствии со стандартами и рекомендациями Европейской ассоциации обеспечения качества (ENQA), что включает: - стандарты и рекомендации относительно: - процессов внутреннего качества образования ВНЗ; - процессов внешнего качества образования ВНЗ; - процессов внешнего качества в агентствах по обеспечению качества; - создание независимых агентств по обеспечению качества; - присоединение национальных независимых агентств по обеспечению качества к Европейскому реестру (EQAR). Летом 2008 года Реестр начал свою деятельность. Он действует в соответствии со стандартами и рекомендациями Европейской ассоциации обеспечения качества (ENQA). В апреле 2007 года Украина стала правительственным членом Европейского реестра по обеспечению качества, одним из 18 стран-участниц Болонского процесса. - создание агентства по академическому признанию и международному обмену - Национального центра Европейской информационной сети по признанию (ENIC/NARIC); - внедрение национальной системы рейтингов высших учебных заведений в соответствии с берлинскими принципами ранжирования и национальной системы классификации университетов.
|
Европасс, внедренный по инициативе Совета Европы, является общеевропейским унифицированным двусторонним документом, сертифицирующим периоды обучения за пределами страны происхождения и продвигает мобильность образования на территории всей Европы. Документ одержит описание и степень полученной квалификации и предоставляет информацию о полученном опыте, навыках и знаниях. Европасс сертифицирует не только части профессиональной подготовки, но и периоды практического обучения в сфере высшего образования.
Основные цели Европасс: - Содействие людям в преобразовании их квалификаций и компетенций в более ясные, понятные и доступные для стран-членов Евросоюза, Европейского Свободного Торгового Союза (ЕСТС), Европейского Экономического Пространства и стран-кандидатов. - Консолидация пяти основных документов, разработанных на Европейском уровне, которые и должны обеспечивать прозрачность квалификаций. Цель программы состоит в максимальном содействии мобильности студентов и работников, выезжающих с помощью Европасс.
|
16 марта 2010 года по инициативе Центра Международного образования Всеукраинского Союза специалистов профессиональной оценки научных исследований и педагогической деятельности был учрежден Национальный Болонский центр. Он имеет статус организованного на основах демократического управления гражданского объединения учебных заведений, образовательных и общественных организаций и других юридических лиц.
Цель создания Национального Болонского центра – объединение усилий в областях:
- внедрения Европейской кредитно-трансферной системы (ЕCTS), Приложения к Диплому европейского образца (DS) и других ключевых документов – инструментов академического и профессионального признания; - консультирование и обучение представителей высших учебных заведений и других заинтересованных лиц по вопросам реализации в Украине стандартов и рекомендаций Болонского процесса, механизмов внедрения «ЕCTS – DS», документов «Europass»; - содействие установлению контактов и партнерских отношений по вопросам образования с национальными, зарубежными и международными государственными и негосударственными организациями; - разработка Национальной рамки квалификаций; - разработка и издание научно-методических, учебных пособий и других материалов, которые относятся к предмету деятельности Болонского центра; - содействие национальной и международной мобильности студентов, преподавателей и научных работников.
|
Национальный Болонский центр
65023, Украина Одесса, ул. Садовая, 3, оф. 108 тел: +38 048 737 46 10 факс: +38 048 737 46 20 e-mail: office@cie.od.ua |
Это можно сделать в соответствующем разделе на нашем сайте: «Задать вопрос» |
| |
| | |
|