Европейское пространство высшего образования (ЕПВО)
Главной целью Болонского процесса является построение Европейского пространства высшего образования (ЕПВО).
Создание ЕПВО предполагает:
- введение трехуровневой системы высшего профессионального образования (циклы обучения); - введение в практику Приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому Приложению к диплому(Diploma Supplement); - развитие академической мобильности студентов и преподавателей; - введение стратегии интернационализации высшего образования посредством реализации профессиональных образовательных программ, предлагаемых на разных языках; - улучшение обслуживания студентов в период их адаптации в другом вузе; - специализацию деятельности вузовских международных служб с учетом положений Болонской декларации; - проведение маркетинговых исследований в области высшего образования. Кроме того, создание общеевропейского образовательного пространства предусматривает: - организацию рынка образовательных услуг; - признание квалификаций выпускников; - сопоставимость требований европейской системы обеспечения качества образовательных учреждений, а также образовательных программ вузов; - развитие внутривузовских систем контроля качества образования; - привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей. Построение ЕПВО также означает, что каждый из трех циклов обучения имеет функцию подготовки студента к рынку труда.
В рамках Болонского Процесса (БП) в настоящее время различают три цикла или ступени/уровня обучения в системе высшего образования. Наряду с первоначально обозначенными циклами обучения по программам «бакалавр» и «магистр» на конференции в Берлине (2003 г.) министры образования стран Европы включили также докторский уровень (Doctoral studies, аспирантура) как третью ступень БП в дополнение к двум основным ступеням высшего образования. На Конференции в Бергене (2005 г.) было отмечено, с одной стороны, широкое внедрение двухуровневой системы обучения студентов в большинстве стран, с другой стороны, сохранение необходимости расширения диалога между правительствами и учреждениями высшего образования в этом вопросе. В Бергене вновь был сделан акцент на научно-исследовательской подготовке студентов как предпосылке повышения качества и усиления конкурентоспособности Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). В этой связи приоритетной является задача полного присоединения докторского уровня к общим квалификационным рамкам ЕПВО (общая структура квалификаций/ общая структура степеней). Ключевым компонентом третьего цикла является продвижение знаний через самостоятельную научно-исследовательскую работу. Подчеркивается важность исследовательской деятельности в процессе обучения и значение мобильности на докторском и постдокторском уровне. В Российской Федерации (РФ) происходит частичный переход вузов на систему подготовки студентов по программам «бакалавр» и «магистр» с сохранением и традиционной модели «специалист». Третьему уровню высшего образования в РФ соответствует подготовка соискателей ученой степени в аспирантуре. Каждый из трех циклов ЕПВО призван подготовить студента/аспиранта к рынку труда, дальнейшему развитию профессиональной компетенции и активной гражданской позиции.
|