Приложение к диплому Европейского образца
Оно соответствует модели, разработанной Европейской Комиссией, Советом Европы и UNESCO/CEPES. Цель Приложения – предоставление достаточной и независимой информации для улучшения международной прозрачности и справедливого академического и профессионального признания квалификаций (дипломов, сертификатов и т.п.). Он разработан для описания характера (типа), уровня, контекста, содержания и статуса обучения, которое было осуществлено и успешно завершено лицом, указанным в оригинале квалификационного документа, к которому выдается Приложение. Оно не должно содержать оценочных суждений, утверждений относительно эквивалентности или предложений о признании.
В сентябре 2003 года в Бергене министры договорились о том, что Приложение будет полностью внедрено в 2005 году. Однако многие страны отстают в этом, поскольку необходимы дополнительные организационные усилия и финансовые затраты.
Основная задача ЕПВО заключается в обеспечении высокого уровня качества высшего образования и содействии мобильности субъектов Европейских университетов путем кросскультурного признания квалификаций и их профилей. Студент имеет право начать обучение в одном университете, а продолжить/закончить обучение в другом университете своей страны или за границей (при договоренности между университетами). При этом предыдущее обучение признается без дополнительных зачетов и экзаменов на основе полного доверия между университетами в ЕПВО.
Индивидуальные траектории обучения обеспечиваются студенто-центрированным подходом. В соответствии с ним студент активно включен в выбор содержания, способа, темпа и места своего обучения. Рамочные стандарты и прозрачные программы обучения сфокусированы на результатах обучения (компетенциях). Это позволяет студентам определяться в собственных приоритетах и согласовывать обучение.
Для Украины как страны-участницы Болонского процесса важным вызовом является внедрение стандартов, рекомендаций и основных инструментов, способствующих совместимости, сопоставимости, признанию периодов и сроков подготовки специалистов после 2010 года, а именно:
- национальной рамки квалификаций, которая согласовывается с рамкой квалификаций ЕПВО;
- трехцикловой системы (бакалавр, магистр, доктор);
- внедрение ЕКТС (2009);
- трансформации сети высших учебных заведений в университеты, политехнические университеты, академии, колледжи и их развитие в соответствии с тенденциями развития ЕПВО:
- проведение в университетах прикладных исследований (обучение через научные исследования);
- трансформация университетов в университеты обучения на протяжении жизни;
- укрупнение (объединение) университетов, высших учебных заведений;
- формирования содержания образования по академическим и профессиональным квалификациям с учетом соответствующего уровня компетентности, компетенций и результатов обучения;
- трансформации образовательных стандартов, развития университетских программ обучения в соответствии с требованиями Болонского процесса, участие в общих проектах «TUNING»;
- внедрение общих степеней и общих (специальных) программ для иностранных студентов;
- внедрение современных процедур признания предыдущего обучения (формального, неформального, неофициального) и разработки национальной рамки квалификаций обучения на протяжении жизни (FQ LLL);
- внедрение социального измерения ЕПВО высшего образования через:
- проведение мониторинга социального измерения в университетах;
- учета национальных традиций, подходов;
- внедрение инклюзивного образования;
- обеспечение портативности студенческих грантов и займов мобильности;
- обеспечение справедливого доступа к качественному высшему образованию;
- подготовка научных и научно-педагогических кадров, совершенствование их компетенций в соответствии с современными требованиями с целью обеспечения устойчивого развития системы высшего образования и государства;
- разработка и внедрение профессиональных стандартов как основы для модернизации государственных образовательных стандартов (учебных программ, учебных планов) с целью повышения качества содержания профессионального образования и обучения и приведения его в соответствие с требованиями работодателей;
- разработка современных механизмов учета потребностей рынка труда с целью содействия надлежащему трудоустройству выпускников;
- развитие украинских и мировых культурных ценностей, ориентация на идеалы демократии и гуманизма, которые необходимы для существования и развития гражданского общества Украины;
- внедрение системы качества высшего образования в соответствии со стандартами и рекомендациями Европейской ассоциации обеспечения качества (ENQA), что включает:
- стандарты и рекомендации относительно:
- процессов внутреннего качества образования ВНЗ;
- процессов внешнего качества образования ВНЗ;
- процессов внешнего качества в агентствах по обеспечению качества;
- создание независимых агентств по обеспечению качества;
- присоединение национальных независимых агентств по обеспечению качества к Европейскому реестру (EQAR). Летом 2008 года Реестр начал свою деятельность. Он действует в соответствии со стандартами и рекомендациями Европейской ассоциации обеспечения качества (ENQA). В апреле 2007 года Украина стала правительственным членом Европейского реестра по обеспечению качества, одним из 18 стран-участниц Болонского процесса.
- создание агентства по академическому признанию и международному обмену - Национального центра Европейской информационной сети по признанию (ENIC/NARIC);
- внедрение национальной системы рейтингов высших учебных заведений в соответствии с берлинскими принципами ранжирования и национальной системы классификации университетов;
Интеграция системы высшего образования Украины в ЕПВО будет способствовать:
- обеспечению качества высшего образования;
- признанию периодов и сроков подготовки в ЕПВО и других регионах мира;
- мобильности студентов, преподавателей, научных работников;
- обеспечению справедливого доступа к высшему образованию;
- укреплению позиций украинских университетов на национальном, европейском и мировом рынках труда и рынке образовательных услуг.
Учитывая это, период 2009-2010 года (базовый) является чрезвычайно важным для системы высшего образования Украины в определении ключевых краткосрочных стратегий развития и согласовании национальной нормативно-правой базы со стандартами и рекомендациями ЕПВО.
Период с 2010-2020 года должен стать ключевым в реализации долгосрочных стратегий обеспечения устойчивого развития и усовершенствования системы высшего образования Украины, признания ее в европейском и мировом просторные в контексте обеспечения качества.