Болонский процесс является результатом ряда встреч министров, которые отвечают за высшее образование. На этих встречах принимались политические решения с целью создания Европейского Пространства Высшего Образования к 2010 году. Полноправным членом Процесса также является Европейская Комиссия. Совет Европы и ЮНЕСКО-ЕЦВО (UNESCO-CEPES) вместе с рядом заинтересованных организаций-участников также вовлечены в Процесс в качестве консультативных членов.
Результатом их деятельности стало активное сотрудничество с высшими учебными заведениями, представленными Европейской Ассоциацией Университетов (EUA) и Европейской Ассоциацией высших учебных заведений (EURASHE), студентами, представленными Европейским Союзом студентов, преподавателями, представленными Образовательным Интернационалом, а также Европейской Ассоциацией обеспечения качества высшего образования (ENQA) и Деловой Европой, представляющей организации работодателей.
Начиная с 1998 года, в разных европейских городах состоялись семь министерских конференций, посвященных формированию и развитию Болонского процесса, а именно в Париже (в Сорбоннском университете), Болонье, Праге, Берлине, Бергене, Лондоне, Левене/Лувен-ла-Неве и Будапеште/Вене.
Однако, начало процесса сближения и «гармонизации» систем образования стран Европы можно отнести еще к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. С 1999 года, когда министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация, это движение получило название Болонского процесса.
Однако, начало процесса сближения и «гармонизации» систем образования стран Европы можно отнести еще к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. С 1999 года, когда министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация, это движение получило название Болонского процесса.
Целями процесса, достижение которых ожидается до конца 2010 года, являются:
• построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
• формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
• обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
• повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
• построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
• формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
• обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
• повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
• С 2005 года страны-участники Болонского процесса обязались начать бесплатно выдавать выпускникам своих вузов европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.
• До 2010 - реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.
Десять основных направлений Болонского процесса:
1. Принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней
2. Внедрение системы, основанной в основном на двух циклах
3. Внедрение системы зачётных единиц
4. Развитие мобильности
5. Развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества
6. Развитие Европейского пространства высшего образования
7. Обучение в течение всей жизни
8. Участие вузов и студентов в развитии Болонского процесса
9. Повышение привлекательности Европейского пространства высшего образования
10. Объединение Европейского пространства высшего образования и Европейского пространства научных исследований для формирования в Европе общества, основанного на знаниях.
Система сравнимых степеней предполагает трёхуровневую систему высшего образования:
• Первый уровень – бакалавриат (степень "бакалавр").
• Второй уровень – магистратура (степень "магистр").
• Третий уровень – докторантура (степень "доктор").
• С 2005 года страны-участники Болонского процесса обязались начать бесплатно выдавать выпускникам своих вузов европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.
• До 2010 - реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.
Десять основных направлений Болонского процесса:
1. Принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней
2. Внедрение системы, основанной в основном на двух циклах
3. Внедрение системы зачётных единиц
4. Развитие мобильности
5. Развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества
6. Развитие Европейского пространства высшего образования
7. Обучение в течение всей жизни
8. Участие вузов и студентов в развитии Болонского процесса
9. Повышение привлекательности Европейского пространства высшего образования
10. Объединение Европейского пространства высшего образования и Европейского пространства научных исследований для формирования в Европе общества, основанного на знаниях.
Система сравнимых степеней предполагает трёхуровневую систему высшего образования:
• Первый уровень – бакалавриат (степень "бакалавр").
• Второй уровень – магистратура (степень "магистр").
• Третий уровень – докторантура (степень "доктор").
Корректными в Болонском процессе признаны две модели:
бакалавриат + магистратура + докторантура: 3 года обучения + 2 года обучения + 3 года обучения;
бакалавриат + магистратура + докторантура: 4 года обучения + 1 год обучения + 3 года обучения.
• Нынешняя украинская и российская модель 4 + 2 + 3 специфична.
• Степень "специалист" не вписывается в Болонскую систему.
• Бакалавр – самодостаточное высшее образование первого уровня.
• Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра.
• Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки.
• Учёная степень (третий уровень высшего образования) называется "доктор наук".
• Медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы могут придерживаться других, в том числе моноуровневых моделей.
Обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей как один из компонентов Болонского процесса предполагает следующее:
• Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год.
• Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.
• Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берет.
• Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).
• В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не пересдает никаких дисциплин за период учебы за рубежом.
• Вуз вправе не засчитывать в счет своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом.
• Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.
Диаграмма развития Болонского процесса
• Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год.
• Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.
• Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берет.
• Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).
• В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не пересдает никаких дисциплин за период учебы за рубежом.
• Вуз вправе не засчитывать в счет своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом.
• Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.
Диаграмма развития Болонского процесса