Четверг, 25.04.2024, 23:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Архив записей
Партнеры
  • Центр международного образования
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Высшее образование Украины на пути к европейскому образовательному пространству

    Начиная из Бергена (май, 2005), в системе высшего образования Украины были сделаны очень важные шаги по реализации положений Болонского процесса, а также подготовке плана действий относительно их внедрения к 2010 году. В 2006 году создана Национальная группа промоутеров Болонского процесса в Украине (National Team of Bologna Promoters), в которую вовлечены специалисты ведущих университетов Украины. Они принимают участие в учебных тренингах по актуальным проблемам высшего образования на Европейском образовательном пространстве и соответственно проводят в Украине учебные тренинги по следующим основным направлениям:

    - обеспечение качества высшего образования;
    - система образования, состоящая из трех циклов;
    - система квалификаций европейского образовательного пространства.

    В 2006/2007 учебном году во всех ВУЗах Украины III-IV уровней аккредитации внедрена кредитно-трансферная система ECTS. Подготовлен соответствующий пакет инновационных нормативных документов ECTS, разработаны рекомендации и осуществляются организационные мероприятия по внедрению приложения к диплому европейского образца (Diploma Supplement). Выполнение этого пункта является обязательным условием для всех стран-участниц Болонского процесса

    Стратегические решения по созданию ЕПВО до 2010 года и его дальнейшего развития до 2020 года являются результатом встреч министров Европейских стран, отвечающих за высшее образование в странах-участницах Болонского процесса. Участие в Болонском процессе является ответом на общие вызовы, которые стоят перед системами высшего образования европейских стран.

    В 2010 году на встрече министров (Будапешт-Вена) было объявлено о запуске Европейского пространства высшего образования (в соответствии с Болонской декларацией). ЕПВО содействует согласованию, совместимости, сопоставимости и признанию разнообразных систем высшего образования. Это обеспечивает мобильность студентов, исследователей, преподавателей как одной их ключевых целей Болонского процесса.

    Важно заметить, что ЕПВО – это объединение 47 национальных систем образования, которые развиваются в соответствии с общесогласованными принципами, а не единая система высшего образования.

    Украина присоединилась к Болонскому процессу в Бергене (2005 г.). Этим она взяла на себя обязательства, определяющие направление и контуры реформы высшего образования. Украинское образование, как и другие национальные системы высшего образования стран-участниц, встраивается в ЕПВО, сохраняя при этом национальную идентичность. Трансформация высшего образования происходит в соответствии с принципами сохранения и согласования разнообразных национальных систем образования и не требует его унификации. Внедрение основных положений Болонского процесса предполагает учет национальных подходов к организации обучения, содержания образования, традиций и накопленного опыта в подготовке будущих специалистов. Не существует также «Болонской системы», «Болонского оценивания», не имеют отношения к Болонскому процессу и «кредитно-модульное обучение, рейтинги, независимое оценивание, письменное тестирование по Болонским принципам» и многие другие мифы, свидетельствующие лишь о некомпетентности в этой области. 

    Как участнице Болонского процесса, Украине предстоит решить ряд первоочередных ключевых задач, которые, в том числе, внедрение до 2010 года стандартов, рекомендацій и основних инструментов ЕПВО: Национальной рамки квалификаций, Европейской кредитно-трансферной системы (ЕКТС), Приложения к диплому Европейского образца,.

    Национальная рамка квалификаций

    Трехцикловая система (бакалавр – магистр – доктор) активно внедряется в высших учебных заведениях Европы. Следует отметить, что в ряде Европейских стран (Великобритания, Швеция, Германия и др.) трехцикловая система не распространяется на некоторые направления образования, такие, как медицина, ветеринария, архитектура, педагогика, теология, право, ядерная энергетика, инженерия, охрана окружающей среды, безопасность человека и государства и другие. Считается целесообразным, что подготовку специалистов в этих областях следует осуществлять не менее чем 5-6 лет, то есть, с присвоением степени магистра, минуя степень бакалавра. Речь идет о, так называемом, «интегрированном» магистре. 

    Однако в большинстве направлений образования наблюдается подобие моделей двух первых циклов (бакалавр-магистр). Так, в 17 странах-участницах на бакалаврских программах первого цикла преобладает модель в 180 кредитов ЕКТС, которая соответствует 3 годам обучения. В 11 странах-участницах утвердилась модель в 240 кредитов ЕКТС, реализующаяся за 4 года обучения. На магистерских программах второго цикла модель в 120 кредитов (2 года обучения) является наиболее распространенной и внедрена в 29 странах-участницах.
    Общепринятой на сегодняшний день моделью цикловой подготовки в ЕПВО является комбинация программ первого и второго циклов в соотношении – 180 кредитов ЕКТС (бакалавр – 3 года обучения) +120 кредитов ЕКТС (магистр – 2 года обучения).
    На данный момент большинство стран начало процесс разработки национальных рамок квалификаций. Англия, Шотландия и Дания в целом, закончили этот процесс, включая самосертификацию ее сопоставимости с Европейской рамкой квалификаций и трансформацию программ в высших учебных заведениях. Однако лишь незначительное количество стран сможет в 2010 году достичь поставленной цели - разработки полноценной национальной рамки квалификаций.

    Европейская кредитно-трансферная система

    На современном этапе развития ЕПВО почти все страны-участницы Болонского процесса законодательно утвердили внедрение ЕКТС. Некоторые страны достигли того, что высшие учебные заведения и программы используют ЕКТС в полном объеме с кредитами, основанными на результатах обучения и учебной нагрузке студента. Во многих случаях кредиты продолжают обозначать по-разному – на основе контактных часов или разнообразных комбинаций, включающих контактные часы и абстрактную нагрузку. На данный момент в Украине еще не обосновано механизмы определения учебной нагрузки студента и не определено количество часов, которые соответствуют одному кредиту ЕКТС.


    Bologna-centr.com © 2024